Светографика - LightGraphic



Текущее время: 18 ноя 2017, 13:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 13 мар 2012, 23:48 
Не в сети
Игорь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2007, 18:58
Сообщения: 4277
Откуда: Москва
Книга о светографике (Общий объем - 342 листа)

Оглавление

• Введение (4 листа) (опубликовано)
• История светографики (3 листа) (опубликовано)
• Основные термины и понятия (3 листа) (опубликовано)

Часть первая – статическая отрисовка

• Условия съёмки (3 листа) (опубликовано)
• Инструменты освещения (9 листов) (опубликовано)
Постановка рук (9 листов)
Портрет в статической отрисовке и мультикомпозиция (15 листов)
Светокурьёзы (3 листа)
Лёд. Свет изнутри (5 листов)

Часть вторая - Перемещающийся свет

Инструменты. Световой меч (4 листа)
Приёмы использования светового меча в фоне (8 листов)
Портрет и световой меч (4 листа)

Часть третья - динамическая отрисовка

Динамический свет в портрете. Рисование по телу (72 листа)
Светов Сдвиг с персонажем (11 листов)
Светов Сдвиг с предметами (62 листа)
Витые сдвиги (33 листа)
Цветы (18 листов)

Часть четвёртая - отражения и преломления

Преломления, искажения, отражения (76 листов)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 13 мар 2012, 23:50 
Не в сети
Игорь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2007, 18:58
Сообщения: 4277
Откуда: Москва
От автора


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 14 мар 2012, 22:51 
Не в сети
Игорь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2007, 18:58
Сообщения: 4277
Откуда: Москва
Изображение


■ Введение


"Я бы с удовольствием оценил
ваши работы, если бы понимал
как они были выполнены!"

Зритель




Светографика, рисование светом, светопись
Долгое время мы отмалчивались на просьбы рассказать об используемой нами технике росписи светом, потому как думали довести «рисование светом» до более-менее целостного состояния. Но поскольку в творческом процессе все постоянно меняется, мы поняли, что идея формирования законченной «теории» проекта "светографика" была утопична и решили, что пора то, что удалось придумать и опробовать передавать тем, кто в этом действительно заинтересован.

«Светопись» для нас является и продолжением, и частью «живописи». Мы рисуем светом почти как красками на холсте.
Если дневной свет или освещение в студии, предлагает уже готовую картину перед объективом, то в «светографике» на кадре будет запечатлено именно то, что художник нарисует светом.

С течением времени, выкристаллизовались основные принципы работы со свето-цветом и выстроилась определенная методика съемки.

Так что же такое светографика
Светографика это техника рисования светом и ещё одна возможность воплощения творческих идей. А фотографирование одно из средств, позволяющих зафиксировать на матрице или же на пленке создаваемое светом полотно. Кино в одном кадре.

Техническое определение
В полностью затемнённом помещении фотоаппарат размещается на штативе. Фотографирование происходит на длительной выдержке и в поле зрения фотоаппарата фонарями "рисуются" объекты или узоры. Съемка длится от нескольких секунд до нескольких минут. Инструменты освещения - бытовые фонари (светодиодные или ламповые).
Рисунок света записывается на матрице (пленке) фотоаппарата.

Свето-картина или световой эскиз
Изображения, выполненные в этой технике света самодостаточны, а в связи с определенными художественными задачами могут быть дорисованы в графическом редакторе, в этом случае исходный материал мы называем эскизами.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 00:23 
Не в сети
Ирина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2007, 16:05
Сообщения: 555
■ Реальность, сотканная из света


Свечение изнутри
В нашей природной действительности, с которой мы рисуем, обычно не бывает множества освещающих источников света. При рассматривании светополотна кажется, что не только воздух пронизан светом, свечение исходит отовсюду: от предметов, растений и человека. Изо всех складочек, отверстий, щелочек прорывается наружу прекрасное внутреннее сияние. В этой реальности мы даже и не предполагаем, что человеческое тело состоит из "мяса и костей". Внутри, за тонкой светящейся оболочкой - кожицей, струится и пульсирует искристая субстанция. Стоит только коснуться рисующим светом тонкой кожицы, как она приоткрывает свои поры и наружу плещутся лучики, создавая своими переливами световое полотно на матрице или пленке вовремя включенного фотоаппарата.

Лирическое отступление
Театр света. Сгусток эмоций, переживаний и настроений, линий, пятен света и цвета, каким то способом нашедший лазейку в мир фантазий и воображения. Образы из снов фрагментами и световыми всплесками со всех сторон приоткрывают мир манящей но непостижимой реальности.

…Как будто сидишь в темной комнате вечером, сидишь долго. И тут со всех сторон точечками зелененькими, желтенькими, красненькими, с длиннющими лучами и паутинкой соединения между собой, с кляксами, похожими на замысловатые рожицы или просто спиралью, затягивающей во внутрь… наваливаются огоньки от бытовых приборов телевизоров, магнитофонов, компьютеров. И думается поневоле: каким цветом эти разноцветные глазки видят меня? Я же тоже как то свечусь, хотя бы когда думаю.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 00:28 
Не в сети
Ирина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2007, 16:05
Сообщения: 555
■ История светографики


Происхождение термина «светографика»
То, чем мы занимаемся изначально было названо «рисование светом» или «живопись светом», но для обозначения техники, метода такое выражение нам показалось длинноватым, а соединение этих двух слов в одно – «светорисование» или, к примеру, «светоживопись» - и вовсе не приглянулось.
Не особо долго размышляя, мы заменили вторую часть «рисование» на привычное слово греческого происхождения «графика», ну а «свет» … на что же его можно было заменить?! Он так и остался светом. Получилось – «светографика».
Конечно же мы знаем, что слово «фотография» переводится как «рисование светом», а в нашем случае перевод этого словосочетания произошел с акцентом на вторую часть слова, именно потому, что мы действительно «рисуем светом», а не «ставим свет».  Поисковики в интернете не отыскали нам такого слова и мы смело его ввели в обиход (2003 год).

Псевдоним HoryMa
Псевдоним HoryMa (ХориМа), который мы избрали, имеет несколько вложенных в него значений. В ХориМа замаскированы наши имена и привязанности. Меняя одну букву в написании псевдонима – открываются запрятанные смыслы.
В большинстве случаев, вполне устраивает звучание этих букв на английском языке HoRyMa, но вот если прочесть псевдоним русскими буквами «НоГу Ма», то смысл слова уводит далеко от задуманного.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 00:33 
Не в сети
Ирина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2007, 16:05
Сообщения: 555
■ Лирическое отступление


Легенда ХориМа
Хмурое утро. Луч света раздвинул облака. Приподняв голову над подушкой, я открыл глаза.

Сквозь полузакрытые жалюзи полосатый свет разбрызгивается иголочками по всему потолку и сливается в два ярких пятнышка. Капли света становились крупнее и ярче, и вот уже через всю залу, с разных сторон комнаты на меня двигались два переливающихся сгустка света. Они подпрыгивали и верещали противными клокочущими голосками.
"Дети играют" - подумалось.
Наконец, силуэты двух фигурок сошлись вместе, держась за руки, приблизились ко мне. Они коснулись моих ресниц своими длинными носами, заставляя прыгать цветные пятна перед глазами.
- Ну и кто вы?
Ответ старичков с детскими лицами заставил отдёрнуть голову и вжаться в подушку. Это были не голоса, а вспышки света и блямкающие раскаты затворов фотокамеры.
- Ма и Хорь - зазвенело в ушах, а может Хорь и Ма - срезонировало в лобной кости.
- Мы, плюющие светом - зазвучало величаво - Мы раскрашиваем твои сны, передразнивая реальность.
- Послушайте, "Хурма", но из-за этой пестроты вспышек, вообще ничего не разобрать. И как бы пузыряво это не звучало, смысл нарядных снов не понятен. Когда просыпаюсь и рассказать-то не о чем, только блуждание по лабиринтам линий и разноцветных пятен. А чернота, она лезет изо всех неосвещённых мест, давя и сжимаясь кольцами над, и без того непонятными, фрагментами видимого бреда...
- Что нам твои убогие возражения, каждый видит то, что согласен увидеть - взгляни на себя, прямо сейчас, не дожидаясь пробуждения.

Все диалоги происходили без шевеления губ, лишь пульсом постукивая в виске, прижатом к подушке. Свитые над головой руки сползли на лицо и повисли на длинном носу, озаряющем ярким светом мерцающее пространство между гляделками и говорилкой.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 00:40 
Не в сети
Ирина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2007, 16:05
Сообщения: 555
Изображение


■ История возникновения идеи


Увлеченные фотографией. Бутылки
Одним из теплых вечеров* нас, увлеченных съемкой натюрмортов из стекла и посетила идея рисовать фонарями на длительной выдержке из-за нехватки осветительных источников... Впрочем, по-порядку.
В отпуске, на даче у друга, мне доставляло огромное удовольствие во время наших прогулок вдоль колхозного поля по накатанной дорожке собирать … стеклотару. Подбирал я бутылки с заплесневелой внешностью и интересной конфигурацией, такие не котировались в ближайшем «приемнике стеклотары». Эти предметы мне нужны были для съемок и экспериментов со светом.

Если попадалась странная бутылочка с запечатанным горлышком, то я не спешил её откупорить и насладиться жутким запахом изнутри. Аккуратно промывал её снаружи щеточкой с шампунем, стараясь не болтать и не нарушать удивительную макросреду внутри. А внутри красотища. Бугры зеленой плесени с жидкостью черно-желтого цвета или заспиртованные жуки и мухи.

Освещение
Для фотографирования стеклянных композиции из бутылок я подыскал на чердаке старые фонари и настольные лампы. Если лампочка была цела и цоколь отражал интересный световой рисунок, то я восстанавливал осветительный прибор и использовал в съемках.

В углу дачной комнатки, где не было окон, мы отгородили небольшой угол для фото-экспериментов. На столе, задрапированном большим листом бумаги выстроили натюрморт из посуды, что нашел и отмыл. Бутылки не отличались изящными формами, но световое решение должно было преобладать над содержанием натюрморта.
В итоге, удалось собрать «осветительную лабораторию» из нескольких настольных светильников, самодельных узконаправленных ламп с кожухами и древних ручных фонарей.
Одна из настольных ламп, в своей конструкции на цоколе имела узкие прорези для охлаждения, чем в последствии меня весьма порадовала. Обзавелся двужильными проводами и подключил весь этот раритет к электрической розетке. Так же принес из сарая старые цинковые решетки и другие дырявые конструкции.

--------
* лето 2003 года


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 00:47 
Не в сети
Ирина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2007, 16:05
Сообщения: 555
■ Преломленные узоры света


Первые удачные световые схемы
Составляли натюрморты из стеклянных находок и «обкладывали» со всех сторон самодельным светом. Кстати, вспомнилось забавное совпадение: фотографы, рассматривая картинки в светографике, предполагают технологию их создания (2003 год). По их мнению она такова, как это делали мы в тех первых экспериментах со стеклом. Действительно, направляли на бутылки множество источников света с разной интенсивностью и делали кадр.
В первых же кадрах мы обратили пристальное внимание на отражающийся и преломленный сквозь стекло свет. Именно он и давал удивительные и завораживающие рисунки на остальных предметах натюрморта и даже создавал интересный рисунок в фоне:
От зелёной бутылки - трапециевидные формы с болотным оттенком на белой бумаге.
От гранёных стаканов - ломаные светящиеся линии.
От круглых и разбитых стекляшек - всплески неопознанной конфигурации.
Уже тогда обнаружили удачные сочетания цвета стекла с освещением фонарей, и сознательно строили композиции, где внутреннее свечение играло важную роль.
Приборы, что имели подставку - стояли. Все, что имело кнопку - висело на проводах вокруг натюрморта. Остальные самоделки находилось в руках, подмышками и даже узкий фонарь был зажат меж зубов, во рту.

Рисунок в фоне
Надо особенно упомянуть про стеклянные наконечники для керосиновых ламп. Пока с ними возился, разбил несколько штук. Но с большими осколками тоже были придуманы натюрморты. Свет, пропущенный сквозь стеклянные конусы из тонкого стекла, создавал на фоновой бумаге и на площадке с натюрмортом радиальные световые линии.

На осветительные приборы приладили цветные фильтры из стекла. На одну лампу надели гранёную рюмочку. Развернули один из настольных светильников боком к натюрморту. Именно с этой стороны, на предметы падал полосатый свет, исходящий из проветриваемых отверстий лампы.

Еще больше света
Сделали еще несколько кадров и, рассмотрели получившиеся изображения на экране фотоаппарата. Захотелось добавить ещё больше разнообразного света. Но такого «света», чтобы не весь натюрморт заполнял, а окрашивал бы небольшими участками лишь некоторые фрагменты. Тогда и додумались применить имеющиеся источники света неоднократно и на долгой выдержке.
Попробовали - получилось. Сразу в голове закрутились различные схемы росписи светом. Большие источники - настольные лампы оказались слишком сильной интенсивности, их отставили в сторону и вооружившись одними фонарями продолжили эксперименты.
Светильник, что умел рисовать множество ломанных линий сквозь свои дырочки в корпусе - был использован многократно.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 00:52 
Не в сети
Ирина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2007, 16:05
Сообщения: 555
■ Фонариком по лицу


Фонариком по темноте. Первый кадр
Продолжили фонариковую роспись уже без большого количества источников света, а лишь с тремя ручными фонарями. Стали наблюдать как формируется свет сквозь стеклянные предметы от одного фонаря, от двух.... Экспериментируя с количеством и направлением вспышек к одному и тому же предмету, получали различные световые рисунки на бумажном фоне и на других предметах натюрморта.

Возвратившись из отпуска продолжили эксперименты в домашних условиях. Бутылок под рукой не оказалось и решили в темноте попробовать фонарик «на человеке». Странно, почему такая идея не посетила нас раньше – на даче.
Первой моделью стала супруга. Вот он этот исторический кадр. Изысканности образа и световых импровизаций тут нет, зато сразу получилась мультикомпозиция.

Лазерная указка
Как только батарейка в фонаре разрядилась, схватил лазерную указку и, не взирая на протест модели, направил луч на лицо – и провел линию по глазу. С тех пор я так больше не поступаю. Да и к лазерной указке отношусь с осторожностью, применяем её только в росписи внутренней структуры льда.

Сам себе модель
Дальше уже продолжил эксперименты над собой, поскольку модель осталась недовольна вспышкой в глаз.

Разрозненные пятна света на лице
Конечно, свет в моих руках не был послушным. Светил «как попало», заполняя аморфными пятнами рельеф лица. Пучки света были не большими и пространство комнаты не прописывалось в кадре. Только те части лица, что освещались пятном света и запечатлелись на матрице фотоаппарата.
В дальнейших экспериментах мы уже учились распределять эти пятна аккуратно, вырисовывая и строя рельеф лица, а затем и портрета целиком.
Первые эксперименты со светом записал в хронологической последовательности.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Записки светографа (главы из книги)
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 01:05 
Не в сети
Ирина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2007, 16:05
Сообщения: 555
Изображение


■ Основные термины и понятия


Светографика
Техника рисования светом

Светограф
Человек, рисующий светом (художник света)

Короткий всплеск (вспышка) света
Этим выражением обычно описываем свечение фонаря. Так как, в большинстве методов светографики используется именно короткая вспышка света фонаря. Длительность вспышки зависит от поставленных светографом задач. А также: от расстояния до «прописываемой плоскости», размера «перекрываемой области», диафрагмы объектива.

Отрисовка
Детальная пропись светом.
Другими словами - пропись светом конкретных деталей в целой построенной композиции. Виды отрисовки:
- Отрисовка внешних плоскостей
- Отрисовка внутренних плоскостей
- Окрашивание непрописанных областей

Пример: "В этом портрете нужна более тщательная отрисовка рельефа лица, области глаз, переносицы, крыльев носа...". Главное смысловое значение термина «отрисовка» состоит именно в том, что мы рисуем светом, отрисовываем плоскости, собираем световую информацию. Представьте черный холст, на котором начинают проявляться части изображения. Вспышка за вспышкой, формируют именно то, что мы хотим нарисовать, а не то, что обычно видят глаза при обычных условиях.

Позиция отрисовки
Взаимное расположение объекта, камеры и инструмента освещения.

«Чёрный холст»
Условное обозначение пространства, которое будет заполняться светом после щелчка затвора на фотокамере. Заполнение (чёрного) холста - постепенное нанесение световой информации на матрицу фотоаппарата.

Прописываемая плоскость
Это конкретное пространство, часть тела (если это персонаж), часть предмета (если это натюрморт), на которое попадает пятно света от фонаря. Соединение этих плоскостей в целую продуманную композицию и создаст готовое изображение на матрице цифровой камеры. Прописываемые плоскости могут соединяться с соседними, накладываться на предыдущие, разделяться непрописанными областями (на изображении черная область). Иногда используем термин "Плоскость отрисовки".
Прописываемая плоскость, аналогична фразе "Прорисовываемая плоскость".

Выстраивание объема
При прописывании плоскостей объем мы выстраиваем:
- Свето - тенью
- Цвето - цветом
- Свето – цвето - тенью

Внутренняя плоскость
При отрисовке по плоскостям уже можно выстроить объем. Но для получения более объемного изображения объект (модель) «отрисовывается» в четырехмерном пространстве. Три плоскости традиционные, а четвертая субъективная, которая создает ощущение исходящего изнутри света. Мы её назвали "Внутренняя плоскость" или "плоскость внутреннего свечения". Для создания эффекта внутреннего свечения используются только внутренние и тыльные, т.е. скрытые от камеры плоскости отрисовки.

Рельеф с плоскостей
Рельеф на плоском изображении можно различить как сочетание свет-тень. Для создания выгодной рельефности свет никогда не должен быть направлен под прямым углом. Так направленный свет лишает изображение рельефа (фактуры). Свет следует направлять только под острым углом.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Skin by Lucas Kane
Русская поддержка phpBB